25.10.2010 00:00
Новости.
Просмотров всего: 4756; сегодня: 1.

Социальная реклама помогает детям в сложных ситуациях

За 2010 год в Сведловской области подверглись насилию детей 113.

Только за сентябрь текущего года, по данным ГУВД Свердловской области, в отношении несовершеннолетних было совершено 10 преступлений сексуального характера. К сожалению, по всей России фиксируется рост такого рода преступлений.

В нашей стране, - так уж исторически сложилось, - до недавнего времени эта тема была практически табуирована. В результате для россиян тема «сексуального насилия над детьми» оказывается и сложной для понимания, и весьма непростой для принятия политических, информационных, просветительских и даже чисто правовых решений.

Чаще всего наши соотечественники сводят «сексуальное насилие над детьми» к изнасилованию, а в их сознании рождается типическая картинка, как из-за кустов выскакивает незнакомец и набрасывается на свою жертву, которая возвращается поздно вечером домой. Этот миф о злобных маньяках давно развеян: статистика преступлений в России доказывает, что самый распространенный сценарий – это насилие взрослого члена семьи или друга семьи над девочкой-подростком. В общей сложности на долю членов семьи (отчимов, дядей, братьев, дедов, отцов) приходится 35-40% изнасилований. Еще 40-50% случаев происходит по вине вхожих в дом друзей членов семьи. То есть, в 85-90% случаев преступник хорошо известен ребенку, и только 10-15% изнасилований совершается незнакомцами. Именно поэтому на поверхность «выплывает» лишь незначительная часть преступлений, в большинстве же случаев дети просто молчат.

Самые маленькие жертвы молчат, потому что не понимают, что с ними произошло (или считают это нормой – ведь так поступает родной человек). Подрастая, они осознают, что происходит что-то неприемлемое, но не знают как выйти из этого «замкнутого круга», испытывая страх от угроз взрослого. Но и более старшие дети, и подростки в случаях семейного насилия тоже молчат, потому, что боятся и стыдятся. Потому, что не верят, что поверят им. Потому, что боятся разрушить семью и причинить боль кому-то из дорогих им людей.

По мнению эксперта в области защиты прав детей, директор правозащитного движения «Сопротивление» Ильмиры Маликовой, «за последние несколько лет насилие против детей выросло в несколько раз во многих областях России. Эта печальная статистика не может не тревожить наше общество, это не может не тревожить правоохранительные органы, государство, обычных людей, но, тем не менее, до сих пор не существует системного подхода к этой проблеме, не существует системного понимания, от чего это происходит, и как с этим эффективно бороться».

Однако, нельзя говорить, что в России ничего не делается, чтобы изменить ситуацию. Летом 2009 года Государственной Думой по инициативе Президента был принят Федеральный закон «Об усилении уголовной ответственности за совершение преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних», который, несмотря на определенные нарекания, явился шагом вперед в сфере борьбы с преступлениями против несовершеннолетних. В сентябре 2009 г. Президентом РФ была учреждена должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится также внесенный Президентом законопроект «о запрете на работу с детьми для лиц, судимых за преступления против несовершеннолетних». Изменить ли это ситуацию в корне? Не потеряются ли эти инициативы в лавине громких политических скандалов и новых законопроектов?

Одним из выходов и решений этой ситуации во всем мире давно стала социальная реклама, взявшая на себя роль подсказчика, говорящая просто – о сложном, доверительно – об опасном либо потаенном. Конечно, качество социальной рекламы в решении сложных ситуаций имеет решающее значение, в России не всегда авторам социальных кампаний удается рассказать о тяжелой проблеме, избегая травмирующих и шоковых приемов. Но процесс развития конструктивной социальной рекламы идет, ее становится все больше, ей все больше доверяют. Социальная реклама позволяет также создавать накал общественной тревоги, общей боли и общей заботы о наших детях.

В октябре 2010 г. в концепции 2-летней программы профилактики детей от насилия, стартовал второй этап проекта «Берегите детей». В рамках программы, инициированной еще в 2008 году медиа группой "КомИнтер" совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы», в прошлом году в эфир 750 городов России вышла рекламная кампания «Берегите детей!», привлекшая внимание к проблеме и вызвавшая горячие дискуссии в регионах. В октябре 2010 г. в эфирном пространстве России появилось еще три видео и три аудиоролика второго этапа этой кампании. Кроме того, подготовлены цветные иллюстрированные инструкции для распространения в детских образовательных и лечебных заведениях. Если ролики ориентированы на родительскую аудиторию, то инструкции адресованы детям и разработаны с учетом особенностей детского восприятия.

Социальной рекламе россияне стали доверять больше, потому что она является тем универсальным «переговорщиком», который и подсказывает, и заставляет задуматься, и учит, как защитить себя и родных от беды. И что особенно важно, хорошая социальная реклама «не читает морали» и не запугивает, а только показывая модели поведения и возможные выходы из проблемы.

Постепенно возникает уверенность, что международный язык социальной рекламы станет в нашей стране языком доверия, и в сложных ситуациях эффективным инструментом помощи для детей и их родителей.


Ньюсмейкер: Лаборатория социальной рекламы — 22 публикации
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...