10.06.2025 16:05
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 6159; сегодня: 1.

Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов

Как проходили проводы на военную службу у кубанцев и донцов

Сейчас фольклористы и этнографы из Волгограда работают над съемками масштабного историко-документального фильма о казачьих традициях. Команда проекта пытается детально воссоздать обряд проводов донского казака на военную службу. Фильм получил рабочее название "Проводы казака на службу в станице Луганской".

О том, как традиционно провожали на воинскую службу и на войну казаков Дона и Кубани, рассказали заведующий научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУК КК "Кубанский казачий хор" кандидат искусствоведения Василий Воронин и ведущий российский исследователь истории и культуры казачества, доктор философских наук, профессор, научный сотрудник лаборатории истории и культуры российского казачества Южного федерального университета Андрей Яровой.

— Как выглядел традиционный обряд проводов казака на военную службу? Была ли у него единая структура?

В.Воронин: У кубанских казаков все было довольно четко регламентировано. Сначала долгая подготовка: снаряжение, конь, оружие. Затем двухдневные проводы. Накануне проводов – молебен вместе со всей станицей, проверка атаманом, а затем "вечир". Весь вечер и всю ночь казака провожали родные, соседи и близкие. Центральным моментом были первые три обязательных тоста. На Кубани и сейчас сохранилась традиция третьего тоста на коня, во время которого собирали на подносе деньги, чтобы помочь отчасти компенсировать затраты на боевого коня. Прощальный вечер различался для женатых и холостых. Неженатому девушки повязывали платочки, а супруге женатого давали печальник – особый головной убор, который она носила, пока муж служил. Это важное социальное различие в обрядовом комплексе.

А.Яровой: На Дону проводы также проходили в два дня, в них выделялись семейный и общественный этапы. Символически отмечались переходы границ: порог, двор, юрт. Важно было все: служба в церкви, освящение воинского оружия, окропление коня. Подмечали, как казак садился на коня, которого седлали брат или отец, а по поведению коня гадали о дальнейшей судьбе воина. Жена заклинала коня, падала ему в ноги и умоляла: "Привези его назад". Примечательно, что на Нижнем Дону казак не выходил из куреня спиной вперед, а шел прямо к коню.

— Какие ритуалы помогали казаку обязательно вернуться?

В.Воронин: Например, у кубанцев бытовал трогательный обычай. Мать давала казаку пирожок, говоря: "Откусы". Затем надкусанную часть она клала в святой угол со словами: "А як вернэшься – доесы". Это создавало символический долг, который надо вернуть, а значит, и казак обязан вернуться.

А.Яровой: На Дону, например, давали благословение в виде иконки Иоанна Воина, записанные на листе молитвы, кусочки ладана для сохранения во время боя казака и коня. Казаку вручали горсть родной земли, завернутой в лоскутик, которую он укладывал в "через" (гаманок). Землю использовали как оберег или даже как лекарство. Считалось, что она обладает чудодейственной силой отеческого края. А если казаку суждено погибнуть, то горсть родной земли будет у него на груди.

— Как провожали казака в путь?

В.Воронин: Утро после "вечира" начиналось у кубанцев с родительского благословения и вывода со двора. Здесь существовала особая символика – казака часто выводили спиной вперед. Хотя в обычной жизни возвращаться считалось дурной приметой, в обряде проводов мать, наоборот, трижды окликала сына, заставляя его вернуться, и лишь на третий раз он уходил окончательно. Затем все уходящие на службу казаки собирались на площади, где вновь проводился молебен с напутствиями атамана и священника. Там пили три чарки: за путь, за службу и за возвращение. После процессия из уходящих и провожающих двигалась до границы населенного пункта к символическим местам вроде провожательного дуба или ридной могилы. Там снова поднимали три чарки: за путь на службу, за саму службу и за возвращение домой. На границе станичного юрта делали последнюю остановку, где вновь поднимали чарки за успешную службу. Это была завершающая часть обряда. Провожающие возвращались, "гладили дорожку" – обычай, сохранившийся до наших дней. А казаки отправлялись дальше, переходя в совершенно иной, военный мир.

А.Яровой: Уходя, донец стрелял в землю, переезжая ворота. Когда он вскакивал на коня, ему подавали пику, а отец вел его коня под уздцы к церкви, где служили молебен, затем кропили святой водой оружие, людей и лошадей. Потом все шли до прощального бугра или кургана, где ставили столы, пили стременную, джигитовали и наездничали. Уходящие мочили головы донской водой, прощались с родной рекой…

— Что из этого сохранилось сегодня?

В.Воронин: Многие элементы живы: выводят спиной, "гладят дорожку", благословляют. Например, на фото 1961 года из станицы Староминской видно, как парню вешают платочки – как и сто лет назад. Но часто это уже смесь казачьей традиции и отголосков советских проводов в армию.

А.Яровой: В настоящее время проявление традиционной культуры донских казаков подобно мерцанию драгоценных осколков: дают землю, благословляют, но все это подверглось деформации, изменению, советской регламентации и фантазиям Домов культуры, если они принимали в этом участие. Проводы остались на семейном уровне. Например, мне доводилось видеть, как в станице Егорлыкской уходящему на службу в качестве дедовского оберега давали медаль за Русско-японскую войну. Иногда мать вышивала "через" (гаманок), писала на нем имя казака, какого он войска, клала туда молитву и родную землю.

— В чем суть и глубинная народная мудрость этих обрядов?

В.Воронин: В старину верили, что во время проводов слова летят Богу в уши. Чем больше добрых напутствий – тем крепче дух казака и удачней исход его службы. В данном аспекте ритуалы и обряды – это не магия и не театр, а скорее мощная психологическая поддержка, чтобы казак шел защищать родную землю с твердым ощущением тыла, зная: дома его ждут, за него молятся.

А.Яровой: На Дону суть такого обычая была проста: благословить на успешный добычливый поход, дать рекомендации, которые являлись наследием удалых набегов, но с течением времени превратились в регламентированную службу. Фактически у казаков весь обряд проводов на службу и войну – это проводы воина в поход, на войну, которая мыслилась как поле чести, место, где взвешивались все поступки человека, который отдавал себя во власть Божьей воли. Это и есть настоящая казачья традиция.

— Насколько глубоко представлен в научной литературе обряд проводов казаков на службу и на войну? Какие ключевые работы ему посвящены?

А.Яровой: Эта тема довольно подробно освещена во многих фундаментальных трудах по казачьей культуре. До недавнего времени лучшие работы, посвященные символизму и проводам у донских казаков и казаков-некрасовцев, были написаны ростовским этнографом и историком, кандидатом исторических наук Сергеем Вячеславовичем Черницыным. Казачьи проводы описывались также в коллективной монографии 2005 года "Очерки традиционной культуры казачеств России" под редакцией выдающегося кубанского историка казачества Николая Ивановича Бондаря, где подробно разбирается символика многих обрядов жизненного цикла, включая проводы казака на военную службу. Там же отмечается, что у кубанцев и донцов, при всей общности структуры, были важные локальные различия – от набора оберегов до роли коня в ритуале. Кроме того, традиции проводов на службу верховых донских казаков достаточно подробно описаны в трудах доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Южного научного центра Российской академии наук, профессора Волгоградского государственного университета Марины Александровны Рыбловой.

В.Воронин: Не менее ценны и мемуарные источники. Например, в книге Федора Ивановича Елисеева "Первые шаги молодого хорунжего" описаны проводы на службу кубанских казаков в начале XX века – как раз на стыке исторической традиции и новых армейских порядков. Там, кстати, упоминается, что даже в военных училищах сохранялись элементы старинного обряда, в том числе обязательное благословение иконами перед отправкой на фронт.

— То есть традиция не исчезла даже с изменением формы службы?

А.Яровой: Традиция столетиями поддерживалась институтом и авторитетом Русской православной церкви. На Дону священники активно участвовали в проводах с XVII века. Проблема заключается в советском периоде активной борьбы с любыми проявлениями казачьей культуры. Но элементы проводов, как отмечал доктор исторических наук Александр Павлович Скорик, проявлялись и в 1930-е годы, когда казаков реабилитировали в глазах советской власти. Сегодня мы видим желание многих людей обратиться к своим истокам, но информации действительно крайне мало, особенно правдивой информации.

В.Воронин: Сейчас идет процесс активной научной реконструкции. В упомянутых "Очерках..." обряд анализируется в контексте "переходных ритуалов". Это помогает отделить исконные элементы от поздних наслоений. Основная проблема в том, что многие детали обрядов и обычаев казаков известны сегодня лишь по фрагментарным воспоминаниям стариков – носителей казачьей культуры, которых с каждым годом становится все меньше.

Изображение (фото): Сергей Гавриляченко. «Осень. Проводы». Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова


Исторические события:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12147 публикаций
Сайт: kazachestvo.ru/20250606/1786087.html
Поделиться:

Интересно:

Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...
Как освещались дома на Руси
10.11.2025 11:13 Аналитика
Как освещались дома на Руси
Трудно вообразить, как наши предки обходились без электричества, с учетом того, что в крестьянских домах окна «застеклялись» бычьим пузырем, и жилые помещения даже днем находились в полумраке. Помимо лучин, как у большинства малоимущего населения, в более состоятельных домах использовались факела, свечи, а затем появились и масляные светильники. Естественно, что исходя из эстетических потребностей, светцы – держатели лучин, подсвечники, светильники, масляные лампы и канделябры были одним из важных декоративных элементов жилища. Уникальная коллекция масляных светильников была найдена в славянском культурном слове при раскопках городища Саркел-Белая Вежа. Саркел, что на хазарском языке означало «Белый дом», а затем переименованный на славянский лад «Белая Вежа» - хазарский город-крепость на левом берегу реки Дон, построенный в 834-837 годах на перекрестке торговых путей. В 965 году Саркел...
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...