08.07.2024 10:16
Новости.
Просмотров всего: 5970; сегодня: 17.

Муром – столица Дня любви, семьи и верности

Муром – столица Дня любви, семьи и верности

День любви, семьи и верности приурочен ко дню памяти святых Петра и Февронии, чье почитание началось в городе Муроме. Здесь, еще до их канонизации, была составлена служба, сохранившаяся в двух списках конца XV – начала XVI вв.

Официальная канонизация Петра и Февронии произошла на Соборе 1547 г. в Москве. Это событие стало началом общерусского почитания святых супругов, поощряемого со стороны высших духовных лиц. Никоновская летопись сообщает, что в ходе Казанского похода царь Иван IV Васильевич посещал муромскую церковь Рождества Богородицы, где покоились мощи святых Петра и Февронии, и молился новым чудотворцам. Интересно, что в одном из посланий митрополита Макария Ивану IV в Муром во время Казанского похода, духовный наставник призывал молодого царя к змееборчеству и чистоте в браке (тогда молодой государь был в разлуке со своей первой и любимой женой – царицей Анастасией). Следует при этом отметить, что змееборчество является одним из главных мотивов «Повести о Петре и Февронии», и его упоминание в послании митрополита может быть связано с почитанием новых святых.

«Повесть о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма не была включена в Великие Четьи-Минеи митрополита Макария. Вероятно, из-за чрезвычайной светскости этого текста, мало вписывающегося в строгие рамки агиографических канонов. Так, в тексте Повести не утверждается, что супруги должны соединиться лишь «в некоем княжении вечном». Автор показывает их верность друг другу и преодоление препятствий и на земном пути. В историографии существует мнение, что Ермолай-Еразм составил Житие на основе местных преданий, сложившихся в ходе почитания гробницы святых. Повесть включает ряд известных сюжетов мировой литературы – в первую очередь, о змееборце и мудрой деве. В Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) хранится наиболее ранний и близкий к авторскому тексту список Первой редакции Жития. Уже в XVI в. муромское Житие редактируется: вносятся дополнения, разъясняющие христианский смысл нестандартного сюжета как в особом его варианте. Правда, и здесь еще не появляются слова о венчании Петра и Февронии; они возникают только во Второй редакции, составленной также в XVI в. В дальнейшем «Повесть» еще неоднократно подвергалась изменениям. Хорошая сохранность списков и редакций этого произведения может свидетельствовать о ее постоянной актуализации.

Время и обстоятельства обретения мощей святых неизвестны. В писцовой книге Мурома 1626 г. указано, что мощи находились в «раке каменной» в приделе св. апостолов Петра и Павла собора Рождества Пресвятой Богородицы. Существует устное предание о том, что первоначально мощи святых покоились «под спудом» – в каменной гробнице, под приделом во имя св. апостолов. В настоящее время нет точной даты основания собора, ставшего на долгие годы вместилищем мощей святых супругов. Известно, что в 1458 г. собор был возобновлен по инициативе Ивана III, уже исполнявшего к тому времени де-факто великокняжеские обязанности. По случаю взятия Казани в 1552 г. Иван IV выделил средства на возведение четырех каменных храмов в Муроме, в число которых попал и этот собор. Судя по гравюре с видом города Мурома в книге Адама Олеария «Новое путешествие на Восток» (Шлезвиг, 1647), до переделок середины XVII века собор имел три купола.

Святая обитель с хранимыми в ней мощами не забывалась как представителями Рюриковичей, так и Романовых. Так, в 1594 г. царь Феодор Иоаннович и царица Ирина Федоровна (Годунова) вложили к мощам святых покров, шитый в знаменитой мастерской этой царицы. Долгое время в царской семье не было наследника. Царица Ирина особо почитала святую княгиню Февронию и молилась святым супругам о даровании детей. О появлении в семье долгожданного младенца сообщает шитая вкладная надпись на покрове: «Повелением Благоверного Государя Царя и Великого князя Феодора Иоанновича Всея Руси и его Благоверные Царицы и Великия княгини Ирины и их Благоверные Царевны Феодосии сделан бысти сий покров лета 7102 (1594 год)». Покров является одним из самых лучших, тонких и лиричных произведений, выполненных в этой мастерской. В 1597 г. Федором и Ириной собору также было пожаловано сельцо Новое с деревнями.

Русские монархи из династии Романовых совершали паломничества к чудотворным мощам: в 1722 г. – Петр I, в 1767 г. – Екатерина II, в 1798 г. – Павел I с наследником цесаревичем Александром (Александр I) и великим князем Константином Павловичем, в 1834 г. – Николай I, в 1837 г. – наследник цесаревич Александр Николаевич (Александр II).

В 1799 г. мощи были переложены в новую раку, гробницу переместили в подклет, где был устроен придел во имя Петра и Февронии. Сохранились свидетельства существования в гробнице перегородки, что соответствует тексту Повести. Гробница была утрачена в 30-х гг. ХХ в. при разрушении Рождественского собора. Сейчас мощи почивают в Троицком соборе Муромского во имя Святой Троицы женского монастыря.

После начала общерусского почитания святых не затихала локальная коммеморативная традиция. Так, в 1618 г. в Муроме был создан образ «Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские, с житием в 32 клеймах». Это самая ранняя из известных русских икон, содержащих в себе сцену венчания брака. Вероятно, на выбор иконографической программы произведения повлияли вкусы и приоритеты ее заказчика Андрея Федоровича Палицына – «русского интеллигента XVII столетия», в ту пору муромского воеводы.

Муромской традицией стали ежегодные ярмарки, устраиваемые в день памяти святых. Об этом свидетельствует описание Муромского уезда в «экономических примечаниях», составленных в ходе Генерального межевания последней трети XVIII в.: «В оном же городе бывает годовая, называемая муромская, ярморка о праздник святыя Петра и княгини Февронии».

Текст: Е.С. Евдокимова, Российский государственный архив древних актов (РГАДА).

Заглавное изображение из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

  • Макарий (Михаил) , митрополит Московский и всея Руси (с 1542 года), архиепископ Новгородский, канонизирован Русской церковью в лике святителей;
  • Романов Александр I Павлович, император и самодержец Всероссийский, великий князь Финляндский, царь Польский, проводник умеренно-либеральных реформ в России, внук Екатерины II;
  • Романов Александр II Николаевич, император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский из династии Романовых, проводивший широкомасштабные реформы;
  • Романов Николай I Павлович, император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский, третий сын императора Павла I, брат императора Александра I, отец императора Александра II, внук Екатерины II;
  • Романов Павел I Петрович, император Всероссийский с 17 ноября 1796 года, представитель династии Гольштейн-Готторп-Романовых, сын Екатерины II и Петра III;
  • Романов Пётр I Алексеевич, последний русский царь и первый император Всероссийский, развернувший масштабные реформы и расширивший территории российского государства;
  • Романова (Ангальт-Цербстская) Екатерина II (София Августа Фредерика) Алексеевна, императрица и Самодержица Всероссийская;
  • Рюрикович (Великий) Иван III Васильевич, великий князь Владимирский и Московский, государь всея Руси, объединил русские земли вокруг Москвы, превратив её в центр единого Русского государства, за что получил прозвище «собиратель земли русской»;
  • Рюрикович (Грозный) Иван IV Васильевич, государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый венчанный царь всея Руси;
  • Рюрикович Фёдор I Иоаннович (Иванович), царь всея Руси и великий князь Московский с 18 (28) марта 1584 года, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей.

Вид г. Мурома. Гравюра из книги «Новое путешествие на Восток» А. Олеария. Шлезвиг, 1647 г. РГАДА. Ф. 192. Оп. 1. Карты Владимирской губернии. Ед. хр. 15.
Вид г. Мурома. Гравюра из книги «Новое путешествие на Восток» А. Олеария. Шлезвиг, 1647 г. РГАДА. Ф. 192. Оп. 1. Карты Владимирской губернии. Ед. хр. 15.

Изображение святых Петра и Февронии в иллюстрациях к месяцеслову за июнь. XIX в. РГАДА
Изображение святых Петра и Февронии в иллюстрациях к месяцеслову за июнь. XIX в. РГАДА

Иконописный канон святых Петра и Февронии. В составе рукописи «Иконописный подлинник». 1 января– 21 марта 1699 г. РГАДА
Иконописный канон святых Петра и Февронии. В составе рукописи «Иконописный подлинник». 1 января– 21 марта 1699 г. РГАДА

Жалованная грамота царя Федора Ивановича и царицы Ирины Федоровны соборной церкви г. Мурома на сельцо Новое с деревнями в Муромском уезде. 3 августа 1597 г. Список XVII в. РГАДА
Жалованная грамота царя Федора Ивановича и царицы Ирины Федоровны соборной церкви г. Мурома на сельцо Новое с деревнями в Муромском уезде. 3 августа 1597 г. Список XVII в. РГАДА

Жалованная грамота царя Михаила Федоровича соборной церкви г. Мурома с подтверждением прочих пожалований, дарованных царями В.И. Шуйским и Ф.И. и царицей Ирины Федоровны. Не ранее 1622/23 г. РГАДА
Жалованная грамота царя Михаила Федоровича соборной церкви г. Мурома с подтверждением прочих пожалований, дарованных царями В.И. Шуйским и Ф.И. и царицей Ирины Федоровны. Не ранее 1622/23 г. РГАДА

Житие святых Петра и Февронии в рукописном сборнике. Список XVII в. РГАДА
Житие святых Петра и Февронии в рукописном сборнике. Список XVII в. РГАДА

Фрагмент с описанием посещения муромского собора Рождества Богородицы Иваном IV Васильевичем во время казанского похода 1552 г. Никоновская летопись. XVI – XVII вв. РГАДА
Фрагмент с описанием посещения муромского собора Рождества Богородицы Иваном IV Васильевичем во время казанского похода 1552 г. Никоновская летопись. XVI – XVII вв. РГАДА

План г. Мурома, конфирмованный в 1788 г. РГАДА
План г. Мурома, конфирмованный в 1788 г. РГАДА


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9457 публикаций
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_8370
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...