08.12.2023 16:35
Аналитика.
Просмотров всего: 9955; сегодня: 1.

В стране спрос на санатории превышает предложение

В стране спрос на санатории превышает предложение

По данным статистики продаж Национального туроператора Алеан в 2023 году в сегменте оздоровительного отдыха (санатории и SPA-отели) в 2023 году продолжается рост спроса, намного превышающий предложение. Эксперты туроператора рассказали о спросе на санатории в разных регионах России и запросах потребителей.

По данным туроператора, по спросу у россиян в сегменте оздоровительного отдыха в 2023 году лидировали 5 основных направлений, которые демонстрируют разную динамику:

- Кавминводы (рост количества проданных туров +14% к прошлому году).

- Краснодарский край, санатории (+12%).

- Белоруссия, санатории (+12%).

- Санатории Подмосковья и средней полосы (+23%).

- Белокуриха и Башкирия: падение к прошлому году около 7%.

«Общий прирост объемов в санаторном сегменте составил в 2023 году +11,5% по отношению к 2022 году. Туроператоры могли бы показать в 2023 году и больший рост, но больше продавать уже нечего. Текущий дефицит обусловлен и нехваткой новых качественных объектов на фоне волны спроса (открываются единичные санатории, хотя крупные инвесторы и начинают интересоваться рынком санкура) и, частично, политикой некоторых санаториев с упором только на прямые продажи», – рассказала коммерческий директор Национального туроператора Алеан Оксана Булах, презентуя анализ предварительных итогов года у компании во внутреннем туризме в 2023 году. 

Сейчас спрос на санатории Кавминвод превышает предложение на 51%, на санатории Краснодарского края – на 49,2%, на санатории Белокурихи – на 40,6%.  В Кавминводах спрос уже становится круглогодичным: любое время года можно считать высоким сезоном (загруженность объектов на уровне 80-90%), в первую очередь раскупают санатории среднего ценового сегмента. 

Средняя глубина бронирования санаториев Кавминвод достигает сейчас 6-9 месяцев, на санатории других регионов – 3-6 месяцев. Это самая высокая глубина продаж во внутреннем туризме. На рынке востребованы все ценовые сегменты санаторного отдыха, но максимальный - на качественные санатории среднего ценового уровня.

По данным туроператора в 2023 году средний по рынку рост цен на путевки в санатории составил 15-20% к прошлому году, немного (в среднем на сутки) сократилась и средняя длительность пребывания в здравницах, до 10-11 ночей. 

Кто едет в санаторий и чего ищут клиенты

Наблюдающийся высокий интерес к санаторным путевкам связан с общим трендом на здоровый образ жизни и спросом на оздоровительные программы после ковида. В 2022-2023 году роль также играет и переориентация туристов, ездивших на лечение за границу, на отечественные здравницы.

В последние годы аудитория российских санаториев молодеет, растет и доля семейных туристов с детьми. Основными критериями выбора санатория у туристов сейчас являются:

- Разнообразие природных лечебных факторов и живописность курорта.

- Качество лечебно-диагностической базы, перечень процедур и специалистов.

- Наличие бассейнов, SPA.

- Качество номеров.

- Возможность выбора питания (специализированные меню и пр.).

- Наличие развлекательной инфраструктуры.

- Транспортная доступность.

В связи с последним фактором, в 2023 году еще больше вырос интерес людей к санаториям в своем или соседнем регионе.

«Все больше россиян едут в санаторий не просто «оздоровиться», а за решением какой-либо своей конкретной проблемы со здоровьем – доля группы таких клиентов выросла с 7% до 15% от общего количества покупателей путевок в санатории. Они ищут в санаториях именно спецпрограммы», – говорит Оксана Булах. 

У аудитории до 35 лет наибольшим спросом в санаторном лечении пользуются антистресс-программы, косметология, детокс, лечение заболеваний ЖКТ.

У туристов старше 35 лет популярны антистресс-программы, программы снижения веса, антивозрастные программы, check-up (наличие программ check-up сейчас в принципе является преимуществом любого санатория в продажах), профилактика и лечение болезней опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.

В целом у всех россиян растёт интерес к программам по восстановлению иммунитета и обучению ЗОЖ. 

Как менялись российские санатории в 2023 году

Сами санатории также меняются под новые запросы потребителей. За последние два года все больше санаториев практикуют индивидуальный подход к формированию программ для пациента. Во многих здравницах расширяется перечня аппаратных методик лечении и диагностической базы.

Важным трендом санаторного рынка в 2023 году стало более четкое позиционирование многих санаториев (в т.ч. через увеличение количества спецпрограмм).

Многие санатории в поисках своего клиента переходят на целостный (холистический) подход в лечении, расширяют перечень практик и специалистов (популярны сейчас «умственное оздоровление», арт-терапия и пр.).

Все больше здравниц практикуют пост-сопровождение клиентов и обучение здоровому образу жизни. Постепенно расширяются и сервисные опции (SPA- и термальные комплексы, прокат велосипедов, инфраструктура для детей, развлекательные комплексы и пр.).

Все это позволяет санаториям находить все больше возвратных клиентов, повышать уровень рекомендаций, увеличивать средний чек. Тем не менее, основной проблемой санаторного рынка остается дефицит предложения.

Редакция «Вестника АТОР».

Фото из открытых источников.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12182 публикации
Сайт: www.atorus.ru/node/54984
Поделиться:

Интересно:

«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
13.11.2025 21:31 Новости
«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
Сеть клиник «Будь Здоров» второй год подряд уверенно занимает лидерские позиции ведущего рейтинга лучших работодателей, проводимого информационным агентством Росбизнесконсалтинг (РБК). По итогам IV Рейтинга ведущих российских работодателей РБК «Будь Здоров» вошла в ТОП лучших компаний-работодателей списка. По данным РБК, количество компаний — участников рейтинга работодателей РБК в 2025 году увеличилось на 85% по сравнению с прошлым годом. В рейтинге представлены лидеры и ключевые игроки всех крупнейших секторов российской экономики – российские компании с общим числом сотрудников 3,9 млн человек. В анкетировании могли принять участие любые коммерческие компании со штатом более 50 человек. Эксперты, в число которых вошли HR-специалисты ведущих российских компаний, оценивали участников по пяти ключевым направлениям, в числе которых условия работы и уровень оплаты труда, эффективность...
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
13.11.2025 20:12 Новости
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
В Музее обороны «Брестская крепость-герой» прошло заседание научно-методического совета, на которой рассматривались вопросы, касающиеся судеб участников обороны Брестской крепости, в том числе и граждан Российской Федерации.По приглашению белоруской стороны принял участие в работе заседания и член Общественной палаты РФ и ЧР – Председатель Совета Регионального отделения «Поисковое движение России» в ЧР Иса Сардалов.      "Музей обороны «Брестская крепость-герой» является одним из наших основных партнеров реализации проекта «Ушедшие в бессмертие», в рамках которой нами проводится комплекс поисковой и научно-исследовательской работы, направленной на исследование, изучение и проведение анализа событий театра боевых действий в годы Великой Отечественной войны при обороне Брестской крепости и подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях. И во время моего сентябрьского...
Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности...
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
11.11.2025 12:32 Новости
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
Как заботиться о здоровье сотрудников буквально «в один клик» и почему ментальное здоровье не менее важно, чем физическое. Практические решения управления здоровьем коллектива представила сеть клиник «Будь Здоров» в ходе «Анти-конференции – 2025» в Кибердоме 31 октября. «Анти-конференция 2025» ― событие, где HR выходят за рамки привычных форматов, чтобы вернуться к сути: людям, смыслам и устойчивости. Кибердом на третьей анти-конференции для HR вместо традиционного формата сделал выбор в пользу живого диалога и рабочих сессий, где рождаются конкретные решения. Конференция объединила руководителей технологических компаний, HRD, HR бизнес-партнеров (HR BP), специалистов L&D и бизнес-экспертов.   В центре обсуждения спикеров были ключевые вызовы современного технологического бизнеса: интеграция искусственного интеллекта, управление мультипоколенческими командами, развитие...
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...