30.11.2023 10:10
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 6034; сегодня: 1.

Почему на свадьбе кричат "Горько" и бьют посуду

Почему на свадьбе кричат

Зачем донские казаки били посуду на свадьбах? Откуда пошел обычай кричать молодоженам: "Горько"? Почему перед началом киносъемок на мелкие части разбивают керамическую тарелку? Об этом и о многом другом рассказала заведующая лабораторией ЮНЦ РАН, кандидат филологических наук Татьяна Гревцова.

Бить посуду на свадьбе - обычай достаточно древний, возможно, даже дохристианский. Об этом известно из письменных источников XV века, где описано бракосочетание русских царей. Ритуал также присутствовал в церковном чине венчания Древней Руси и Сербии, - рассказала Татьяна Гревцева. - Исследователи связывают битье посуды в обрядах и с жертвоприношением, и с символическим отождествлением человека и сосуда, и выражением через его разрушение переломных моментов жизни, и с символическим распределением доли.

Свадебный обряд является одним из важнейших ритуальных переходов в жизни человека. По славянским поверьям, при вступлении в брак невеста как бы умирает для своего рода и рождается заново как женщина и жена.

Битье посуды было распространено у славян при многих значимых действиях. Оно совершалось не только не свадьбе, но и в похоронном, крестинном, календарных, окказиональных обрядах, в медицинской и магической практике. Этим действием желали богатства, плодородия, счастья. И сейчас распространена примета, что разбить посуду - к счастью.

Сохранился ли этот красивый свадебный обычай на Дону?

Татьяна Гревцова: На III Всероссийском совещании славистов, который проводится раз в десять лет, мой доклад был посвящен варьированию семантики битья посуды в свадебном обряде казаков. 

Донские казаки - субэтническая группа русских, чья традиционная культура имеет значительное сходство с культурами материнских южнорусских территорий. Поэтому и на казачьей свадьбе бьют посуду при встрече молодых после регистрации брака в доме жениха, на второй день свадьбы, в конце всех гуляний. 

В свадебном обряде донских казаков существуют различия в разбивании посуды, поскольку наш край заселяли выходцы из разных русских и малороссийских губерний, которые приносили сюда свои обычаи. В Усть-Донецком и Семикаракорском районах разбивают тарелку при встрече молодых, на Среднем Дону - на второй день свадьбы в знак "честности" невесты, на Верхнем Дону и Хопре горшок разбивают на животе у тещи или свекрови в знак того, что у нее "родилась" невестка. Повсеместно на Дону молодые подметали черепки разбитой посуды, что было испытанием их хозяйственных умений.

Обряды других групп казаков, как и донские, имеют общую восточнославянскую основу, поэтому на свадьбах здесь тоже бьют посуду. У кубанских казаков, как и у донских, на второй день свадьбы разбивали большой горшок на животе у тещи или свекрови. При этом сообщали, что мать жениха родила себе дочку. У сибирских казаков во время свадебного застолья молодые пили из одной рюмки, которую потом разбивали об пол. У сибирских, оренбургских и уральских казаков на второй день свадьбы били посуду в знак совершения брачной ночи и "честности" новобрачной. Все эти варианты разбивания посуды, хотя и совершаются при разных обстоятельствах, символизируют переход молодых, и прежде всего невесты, в группу женатых людей и его бесповоротность. Недаром на Дону при разбивании посуды говорили: "Невеста была целая, а теперь разбилась" или "Невеста теперь не ваша, а наша".

А киношники перед началом съемок разбивают тарелку? Это тоже эхо традиции?

Татьяна Гревцова: Возможно, разбивание тарелки перед началом съемок является ее отголоском. В народной традиции всякое начало и конец, все первое и последнее отмечено особо. Мы до сих пор загадываем желание, когда впервые едим какое-то блюдо, впервые спим на новом месте, на Новый год, дарим младенцу подарки "на первый зубик". Поэтому большое значение придается и началу съемок фильма.

Видимо, в разбивании тарелки перед съемками объединился весь смысл, связанный с первым, началом, новым и разбиванием посуды на счастье. Если тарелка перед съемками не разбивается, киношники считают это плохой приметой. Каждый участник съемок забирает кусочек разбитой тарелки, что символически приобщает всех к созданию фильма, служит подтверждением причастности к процессу. 

Кто первым разбил тарелку перед началом съемок фильма, неизвестно. Есть версия, что этот обычай пришел в киноиндустрию из театра. В театральном искусстве разбивание стекла на сцене символизировало новое начало, новый спектакль или актерский состав. Таким образом, этот обычай перекочевал на киносъемочные площадки и стал символом начала проекта. Существует легенда, что во время первого съемочного дня фильма "Броненосец Потемкин" Эйзенштейн и вся съемочная группа были готовы к съемкам, кроме актеров, которые, несмотря на призывы ускориться, беззаботно трапезничали. Наблюдая эту картину, Эйзенштейн выхватил тарелку у одного из обедающих артистов и с оглушающим звоном разбил ее о штатив, стоящий неподалеку. После этого вся съемочная группа работала слаженно.

Почему на свадьбах молодым кричат "Горько!"?

Татьяна Гревцова: В свадебном обряде особо значимо противопоставление горького сладкому. Все сладкое (мед, сладкая каша, сладкие напитки и т. д.) наделяется эротическим и любовным смыслом, значимым для свадьбы. Недаром мы до сих пор первый месяц после заключения брака называем медовым. Сладкое выступает постоянным атрибутом губ, связанных и с едой, и с речью, и с эротикой. У русских условным сигналом к поцелую молодых были и другие возгласы гостей о "неполноценности" свадебных блюд: "Масло горькое!", "Каша несоленая!", "Пиво нецежёно!", "Солома в питье!" и другие. В Польше гости кричали, что капуста горькая, чтобы жених поцеловал невесту. Возглас "Горько!" можно рассматривать как свернутый вариант приговора: "Вино горько, надо подсластить!" Так гости побуждали новобрачных поцеловаться и тем самым публично продемонстрировать свою любовь друг к другу, а также продуцировали сладкую супружескую жизнь молодым.

Сейчас я занимаюсь обработкой экспедиционных материалов из Усть-Донецкого района этого года, там интересный материал о свадьбе. Планирую написать статью о локальных вариантах свадьбы района.

Текст: Николай Грищенко. Российская газета.

Фото из открытых источников.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12147 публикаций
Сайт: rg.ru/2023/11/30/reg-ufo/etnolingvist-rasskazala-pochemu-na-svadbe-krichat-gorko-i-biut-posudu.html
Поделиться:

Интересно:

Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...
Как освещались дома на Руси
10.11.2025 11:13 Аналитика
Как освещались дома на Руси
Трудно вообразить, как наши предки обходились без электричества, с учетом того, что в крестьянских домах окна «застеклялись» бычьим пузырем, и жилые помещения даже днем находились в полумраке. Помимо лучин, как у большинства малоимущего населения, в более состоятельных домах использовались факела, свечи, а затем появились и масляные светильники. Естественно, что исходя из эстетических потребностей, светцы – держатели лучин, подсвечники, светильники, масляные лампы и канделябры были одним из важных декоративных элементов жилища. Уникальная коллекция масляных светильников была найдена в славянском культурном слове при раскопках городища Саркел-Белая Вежа. Саркел, что на хазарском языке означало «Белый дом», а затем переименованный на славянский лад «Белая Вежа» - хазарский город-крепость на левом берегу реки Дон, построенный в 834-837 годах на перекрестке торговых путей. В 965 году Саркел...
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...