26.07.2023 12:02
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 13659; сегодня: 1.

О солдатском быте в сибирской глубинке царской России поведали ученые

О солдатском быте в сибирской глубинке царской России поведали ученые

Ученые Алтайского государственного университета выпустили книгу о жизни и быте простых солдат в сибирской глубинке в царской России, посвятив ее памяти воинов-сибиряков, защищавших Отечество. Издание хоть и научное, но читается как историческая беллетристика о суровом солдатском быте, военной реформе, "дядьках"-воспитателях, полевых "самоварах" и шпицрутенах вне очереди.

Как рассказал один из авторов исследования "Повседневная жизнь нижних воинских чинов Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX века" профессор АлтГУ Юрий Гончаров, работа над книгой заняла несколько лет.

Юрий Михайлович, почему вдруг такая тема, ведь вы занимаетесь историей сословий?

Юрий Гончаров: В середине XIX века в сибирских городах большой процент населения составляло именно солдатское сословие. В Барнауле оно доходило до 30 процентов вместе с семьями и детьми. А все потому что больше полутора веков - с 1705-го и до 1874 годы в России действовал рекрутский набор и до 1793 года служба была пожизненной. Потом ее ограничили 25 годами, с 1834-го - 20 годами, а с 1855-го - 12. Из-за такого срока службы люди утрачивали связь со своим прежним сословием и свой новый статус передавали жене и детям.

Рекрутчину воспринимали как беду. Из-за тяжелых условий военного быта солдатская служба считалась не священной обязанностью, а наказанием. Помещики, крестьянские и мещанские общества старались отдать в солдаты самых проблемных и неблагонадежных, что, конечно, сказывалось на боеспособности армии. И поражение в Крымской войне 1853-1856 года показало ее отсталость и ненадежность. Реформа давно назрела и в 1874 году в России ввели всеобщую воинскую повинность. Срок службы стал зависеть от образовательного ценза: неграмотный служил шесть лет, с высшим образованием - полгода-год. С переходом на воинскую повинность, люди стали возвращаться к своей привычной жизни, в свои сословия. Изменилось и отношение к службе, о чем свидетельствует популярная пословица конца 1870-х годов: "На службу не набивайся, от службы не уклоняйся".

Первую статью о жизни солдатского сословия я написал еще лет двадцать назад. Потом этой темой занимался мой соискатель Сергей Скобликов. Материала набралось столько, что после защиты его кандидатской диссертации мы решили выпустить книгу. Военная история у нас в стране хорошо изучена, а вот солдатскому быту, особенно в мирное время, мало уделяли внимания. Мы решили восполнить этот пробел. Фактуру пришлось искать в мемуарах бывших военных, офицеров, служивших в Сибири и их современников. Работали в шести центральных и региональных архивах. Много интересного из жизни казармы почерпнули из мемуаров офицера Генерального штаба Евгения Александровича Никольского "Записки о прошлом" и генерала Антона Ивановича Деникина "Старая армия", а также в воспоминаниях Владимира Алексеевича Гиляровского "Мои скитания. Повесть бродяжной жизни".

Параллели с современной армией провести можно?

Юрий Гончаров: Сейчас у нас по-прежнему действует всеобщая воинская обязанность. Но есть и профессиональная армия. Когда мы готовили книгу, конечно, невольно проводили параллели. Я служил в конце 1980-х годов и очень удивился, что за сто лет шинели и портянки почти не изменились. Сейчас, правда, форма уже другая.

И тогда, и сейчас большую роль играли унтер-офицеры, сейчас это сержанты. В мое время говорили: "В армии командует два человека - главнокомандующий и сержант, а остальные только передают приказы". И в этой части тоже ничего не изменилось: сержанты и сейчас всегда рядом с солдатами, они их обучают, воспитывают. Но полтора века назад, кроме унтер-офицеров были еще так называемые "дядьки". Это старослужащие, которые учили новобранцев, помогали им адаптироваться. Ведь большинство призывников в то время - это крестьяне и мещане, которых вырвали из привычного уклада жизни. Человек жил в деревне, пахал, косил и тут попадает в казарму. "Дядьки" помогали им справиться со стрессом. Они были учителями не только в армейской науке, но и обучали грамоте. Сейчас такого института нет, хотя может быть и зря.

А как меняется солдатский быт в пореформенное время?

Юрий Гончаров: После реформы солдатское сословие в сибирских городах постепенно исчезает и в конце XIX века перестает существовать. Остается регулярная армия. Жизнь в казармах тоже меняется. Военная реформа - это ведь не только введение воинской повинности. Например, солдаты никогда не снабжались постельным бельем. Они спали на дощатых нарах на соломенных тюфяках и подушках, укрывались зачастую шинелью. Только после Русско-японской войны появляется постельное белье, улучшается быт, форма. В начале XX века в тех городах, где стояли гарнизоны, строят военные городки, где кроме солдатских казарм были жилые дома для офицеров, мастерские, конюшня, церковь, своя котельная. В Барнауле до сих пор сохранились почти все кирпичные здания такого городка и сейчас здесь размещается юридический институт МВД. Подобные комплексы были и в Новониколаевске (ныне Новосибирск), Омске, Томске. В Новосибирске и Томске тоже сохранились отдельные здания.

Впервые появились солдатские столовые и передвижные полевые кухни, которые назывались "самовар". А до этого питались артельным способом - в подразделении выбирали артельного, он получал продукты, деньги на специи и приправы и потом солдаты сами готовили себе пищу.

XX стали строить солдатские бани в воинских частях. А со второй половины XIX века там, где стояли гарнизоны, обязательно оборудовали воинские госпитали. Они зачастую были единственными медицинскими учреждениями в небольших городах, сельской местности, поэтому здесь принимали и простых горожан и сельчан. Военных врачей готовили из служащих. Для молодых людей из небогатых семей это была возможность получить востребованную профессию. Будущий врач заключал контракт, армия оплачивала обучение, а он обязан был отслужить военврачом определенный срок. Так что социальную роль армии того времени трудно переоценить: это не только борьба с неграмотностью, но и развитие системы медицинского обслуживания.

Какие наказания применили для провинившихся солдат и была ли тогда дедовщина?

Юрий Гончаров: В армии необходимо поддерживать строгую дисциплину. Но в XIX веке до реформы наказания были очень жестокими. Кроме гауптвахты и нарядов вне очереди, которые сохранились до сих пор, применяли удары шпицрутенами и палками за тяжкие провинности. Только в начале XX века телесные наказания отменили. А вот дедовщина процветала. Те же "дядьки" нещадно гоняли новобранцев. Но я не думаю, что институт "дядек" породил дедовщину, она была во все времена. Такие неуставные отношения были во всех армиях, даже в офицерских коллективах, только назывались по-разному. Например, в юнкерских училищах, это было "цукание".

Текст: Татьяна Кузнецова.

Фото из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12147 публикаций
Сайт: rg.ru/2023/07/26/reg-sibfo/na-altae-vyshla-kniga-o-soldatskom-byte-vekovoj-davnosti.html
Поделиться:

Интересно:

Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...
Как освещались дома на Руси
10.11.2025 11:13 Аналитика
Как освещались дома на Руси
Трудно вообразить, как наши предки обходились без электричества, с учетом того, что в крестьянских домах окна «застеклялись» бычьим пузырем, и жилые помещения даже днем находились в полумраке. Помимо лучин, как у большинства малоимущего населения, в более состоятельных домах использовались факела, свечи, а затем появились и масляные светильники. Естественно, что исходя из эстетических потребностей, светцы – держатели лучин, подсвечники, светильники, масляные лампы и канделябры были одним из важных декоративных элементов жилища. Уникальная коллекция масляных светильников была найдена в славянском культурном слове при раскопках городища Саркел-Белая Вежа. Саркел, что на хазарском языке означало «Белый дом», а затем переименованный на славянский лад «Белая Вежа» - хазарский город-крепость на левом берегу реки Дон, построенный в 834-837 годах на перекрестке торговых путей. В 965 году Саркел...
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...