09.07.2014 18:29
Новости.
Просмотров всего: 23797; сегодня: 1.

Компания «Домашние деньги» провела исследование портрета заемщика микрофинансовых организаций

Компания «Домашние деньги», лидер российского рынка микрофинансирования, представила результаты исследования «Портрет заемщика МФО в России». Это ежегодный проект компании, основанный на клиентской базе компании «Домашние деньги», насчитывающей порядка 250 тыс. клиентов по всей России. Компания работает в 52 регионах, 6 федеральных округах, 418 городах, 2630 населенных пунктах.

Аналитическое исследование учитывало поведенческие, территориальные, сезонные характеристики и гендерные факторы. Компания выяснила, какие займы и на какие сроки являются наиболее востребованными среди заемщиков; на какие цели и суммы чаще всего берут займы; в каких регионах; кто является наиболее активным заемщиком МФО.

Компания также проанализировала отличия и сходства портрета российского заемщика МФО с европейским заемщиком, а также сравнила клиента российской МФО с заемщиком российского банка.

По оценке экспертов «Домашних денег», наиболее перспективными в плане развития МФО остаются города с населением до 50 тыс. человек. Основные причины – низкое проникновение банковских услуг и снижение активности розничных банков. Кроме того, доходы значительной доли населения в регионах остаются ниже среднего, и банковский кредит для такой аудитории является недоступным из-за высоких кредитных рисков и небольших сумм запрашиваемых средств.

Дамы – вперед

Согласно результатам исследования средний возраст заемщика МФО составляет 38 лет. Во всех федеральных округах среди заемщиков преобладают женщины (61%), этот показатель остался на уровне 2012 года. Средний возраст женщин за последний год увеличился на полгода и составил в среднем 39,8 лет. Что касается мужчин, то их средний возраст уменьшился на полгода и составил 36 лет.

Самые семейные клиенты живут на Урале и на Кавказе

В основном, услугами компании пользуются люди, не имеющие семейных отношений.

В некоторых федеральных округах доля семейных людей доходит до 40%. К таким можно отнести Южный федеральный округ и Северный Кавказ, Уральский федеральный округ, а также Приволжский федеральный округ.

В то же время в Московском региональном центре и Северо-Западном федеральном округе доля семейных людей составляет лишь 15-20%. Доля семейных мужчин в среднем выше, чем семейных женщин.

По количеству заемщиков с одним ребенком лидирующее значение занимает Сибирский федеральный округ. По количеству заемщиков с двумя и более детьми лидирует Южный федеральный округ и Северный Кавказ.

Доходы растут, срок кредита уменьшается

Средний доход заемщика увеличился значительно с 23 тыс. руб. в начале 2012 года до 31 тыс. руб. в начале 2014 года. Самый высокий доход – у клиентов в Московском региональном центре и Северо-Западном федеральном округе. Самый низкий – в Центральном и Поволжском федеральных округах.

Средняя продолжительность займа варьируется от 45 недель в Сибирском федеральном округе до 48 недель в Московском региональном центре.

Средняя сумма займа, в целом, сильно не изменилась и составила 25 тыс. рублей. Важно отметить, что средняя сумма займа – меньше среднемесячного дохода, что говорит о возможности клиента выплачивать займ без ущерба для качества жизни.

Увеличивается доля клиентов с высшим образованием. В начале 2012 года доля таких клиентов составляла 21%, в начале 2014 года – уже порядка 25% и продолжает расти.

В сфере торговли (розничная и оптовая) работает 32% всех клиентов компании «Домашние деньги». Примечательно, что доля клиентов-работников бюджетной сферы растет и составляет 17% (ранее – 12%). Самая большая доля заемщиков работает в сфере розничной торговли (20%) и услуг (20%). Работники производственной сферы составляют 16%.

Ремонт отошел на второй план

Самой популярной целью займа за последние несколько лет стали неотложные нужды (рост с 10% до 55%), потеснив займы на ремонт, популярные в 2012 году. К займам на неотложные нужды относятся оплата лечения, покупка одежды и другие. Больше всего такие займы берут жители Москве и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Каждый третий клиент – повторный

Число повторных клиентов за последние несколько лет увеличилось с 20% в начале 2012 года до 32% на начало 2014 года. Больше всего повторных займов в Московском регионе, а также в Центральном федеральном округе.

Звезды говорят

Больше всего займов в Компании берут клиенты, чей знак зодиака – Рак. Меньше всего среди заемщиков клиентов, рожденных под знаком Скорпиона. Самыми благонадежными заемщиками являются Козероги: на их долю приходится наименьшее число займов с просрочкой. Большее число неплательщиков приходится на клиентов-Близнецов.

Россия и Европа

Клиенты МФО европейских стран (Центральная, Восточная и Западная Европа) схожи с российским заемщиком МФО по ряду характеристик. Основной заемщик МФО в Европе – это женщины (55%, в России – 61%), 84% которых в возрасте от 24 до 54 лет (в России – 38 лет). Порядка 45% клиентов имеют среднее образование (в России – 75%), и доход – средний и ниже среднего. Важным отличием российского заемщика МФО и европейского является аспект трудоустройства. 47% европейских клиентов МФО – безработные.

МФО VS Банки

По данным бюро кредитных историй «Эквифакс», портрет заемщика МФО очень близок к портрету заемщика банка по продукту POS, чей срок кредита составляет от 10 до 14 месяцев, сумма кредита – от 15 тыс. рублей до 46 тыс. рублей, возраст клиента – от 31 года до 40 лет, пол – женщины (60%).

Наибольшее число займов клиентов МФО приходится на IV квартал года, в то время как наименьшее – на II квартал. Такое поведение весьма характерно, в том числе, и для клиентов банков.

«Во всем мире, как в развитых, так и в развивающихся странах, микрофинансовые организации стремятся строить свой бизнес с учетом знаний о клиенте и рынке. Изучая накопленную информацию, мы улучшаем наш сервис, корректируем свои принципы работы с заемщиками и делаем наш бизнес еще более социально значимым», – отметил Андрей Бахвалов, Главный исполнительный директор компании «Домашние деньги».


«Домашние деньги» - ведущая российская организация в сфере микрофинансирования – основана в 2007 г. Компания специализируется на необеспеченных займах малых размеров на короткие сроки частным лицам, не имеющим доступа к банковским продуктам. На сегодняшний день клиентами компании являются более 190 тыс. граждан, проживающих в более чем 350 городах в 50 регионах Российской Федерации. К настоящему времени «Домашние деньги» выдала более 320 тыс. займов на сумму свыше 7,4 млрд. руб. В компании работает свыше 3 тыс. сотрудников.

В декабре 2011 года рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило компании «Домашние деньги» рейтинг надежности микрофинансовых организаций А+.mfi «Очень высокий уровень надежности», в июне 2012 присвоен рейтинг «А – высокий уровень кредитоспособности». В мае 2012 года «Домашние деньги» успешно разместила дебютный выпуск облигаций серии 01 общей номинальной стоимостью 1 млрд руб.

Компания «Домашние деньги» является учредителем некоммерческого партнерства микрофинансовых организаций «Микрофинансирование и развитие» (НП «МиР»).

«Домашние деньги» является частью группы компаний Adela Financial Retail Group, в которую также входят: коллекторское агентство Sequoia Credit Consolidation, микрофинансовая организация «Финотдел» и независимый кредитный брокер «Фосборн Хоум».


Ньюсмейкер: Домашние деньги — 467 публикаций
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...