В начале апреля прошло совещание у вице-премьера Вячеслава Суркова, посвященное внесению поправок в закон «Об основах туристской деятельности», 2 чтение которых назначено на 10 апреля. Журнал "Туризм: практика, проблемы, перспективы" провел опрос среди представителей турбизнеса: Кому выгодно затормозить принятие закона? Кто, пользуясь правовой неграмотностью абсолютного большинства, пытается запугать рынок? Чьи интересы на самом деле защищает законопроект?
Присылайте комментарии на электронный адрес reclama@tpnews.ru
ПОПРАВКИ ДЛЯ ДУМ
Череда банкротств российских туроператоров вновь приковала внимание властей к туристическому рынку. Профильные ведомства и новый парламент получили железное указание: разобраться и навести порядок. Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы готовит судьбоносные поправки в закон о туризме. И на сей раз совсем не бездумно. Изменения слишком серьезны, поэтому к мнению профессионалов прислушиваются как никогда.
Участники рынка отмечают стремление представителей Минспорттуризма, Минэкономразвития, ФАС и законодателей решить проблему комплексно, а не заниматься латанием дыр. Деятельность и впрямь интенсивная: рабочие встречи проводятся чуть ли не ежедневно. И главное, на них собираются вместе крупные чиновники, депутаты, эксперты и лидеры профсообщества, чтобы услышать и по возможности учесть все спорные моменты.
На последнем совещании у вице-премьера правительства РФ Владислава Суркова, состоявшемся в понедельник 2 апреля, очередное обсуждение поправок в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» показало, что власть, пожалуй, впервые за всю историю существования различных ипостасей турведомства, реально настроена не только прислушиваться к мнению рынка, но и вести конструктивный диалог. Главная задача внесения поправок – защита прав потребителя, но – и это четкая позиция чиновников, это не должно ущемлять интересы турбизнеса и искусственно создавать препятствия для развития бизнеса.
Самая позитивная поправка - снижение фингарантии для компаний, занимающихся приемом иностранных туристов в 20 раз – с 10 млн до 500 тыс. рублей. Мера назрела давно. Турпоток в Россию снижается, обороты многих принимающих компаний и до 10 млн не дотягивают. Кроме того, еще ни разу не приходилось компенсировать убытки из этих гарантий.
Чего не скажешь о компаниях, занимающихся выездным туризмом. По данным Ростуризма, темпы роста выездного потока у нас опять высокие. В первой половине прошлого года на родине отдохнуло на 10% больше россиян, а на заграничные курорты выехало на 20% соотечественников больше, чем за тот же период 2010-го. Причем наших граждан не пугают даже участившиеся случаи «внезапной смерти» туроператоров, от которых в последнее время пострадали тысячи отдыхающих. «Капитал Тур», «Сизонс», «Лужники Трэвел», «Скайтур», «Альфа Вояж», «Магазин хороших путевок», «Аврора Интур», «CTSTravel», «Ланта-тур вояж» – вот перечень туроператоров, разорившихся в последние полтора года. Общая сумма ущерба оценивается почти в 2 млрд рублей, отдых испорчен у 15,5 тыс. россиян. А если к этому списку добавить пострадавших от мошенничества или непрофессионализма турагентов, получится целая армия обманутых.
Неудивительно, что лейтмотив поправок в Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» – оздоровление рынка выездного туризма. Предлагается повысить уставной капитал и увеличить размер фингарантий для «выездных» компаний, обязать их вступать в саморегулируемые организации с солидными компенсационными фондами, на всякий случай создать еще один, государственный компенсационный фонд – всего около 20 поправок.
Все это позволит обелить рынок, повысить ответственность его профессиональных участников, определить реальные объемы продаж, обеспечить достаточный объем для покрытия расходов при банкротствах турфирм, установить дополнительные гарантии защиты прав потребителей, повысить качество услуг.
Повышение фингарантий:
Сколько будет стоить вход на рынок?
Как привязать фингарантии к объемам продаж?
Итак, увеличивается размер финансовых гарантий для операторов, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма. Предлагается увязка фингарантий с оборотами компаний: 30 млн рублей при обороте до 100 млн. рублей; 60 млн при обороте до 300 млн; 100 млн при обороте до 500 млн; при обороте до 1 млрд – 200 млн; при обороте свыше 1 млд – 200 млн руб. + 10% общего объема денежных средств, полученных от реализации турпродукта свыше 1 млрд. Есть предложение увеличить для «выездных» и размер уставного капитала.
По мнению гендиректора НТК «Интурист» Виктора Тополкараева, повышать фингарантии необходимо. Он ссылается на прецеденты с «Ланта-тур вояж» и «Капитал тур», когда законных гарантий не хватило. Поэтому оправдано предложение увязывать размеры финансового обеспечения ответственности с объемами деятельности компаний, как во многих европейских странах.
Страхование каждой путевки, которое позволит помочь туристам в экстренных случаях за счет страховщиков эксперт также считает правильной мерой. Ведь проблемы могут быть не связаны с банкротством, бывают и форс-мажорные обстоятельства, кроме того растет и количество индивидуальных туристов, за которых туроператоры не отвечают, а помогать им все равно надо. В некоторых странах существует государственный фонд чрезвычайных ситуаций, сформированный из небольших взносов каждого туриста, выезжающего за рубеж.
В целом же В. Тополкараев называет главной причиной всех проблем демпинг, который используют как основной инструмент борьбы за лидирующие позиции на рынке. И предлагает создать при Ростуризме экспертный совет, отслеживающий ценовую политику тех или иных игроков и информирующих общественность, что они предлагают продукт по заниженным ценам и находятся в зоне риска.
Действительно, большинство отечественных туроператоров живут «от кредита до кредита». В их распоряжении заемные деньги и оборотные средства. В такой ситуации есть опасность возникновения некой финансовой пирамиды: больше кредитов – больше объемов – ниже цены – еще больше кредитов. К чему это приводит, показал пример «Капитал тура» и «Ланты-тур вояж». Отчитываться об объемах продаж операторы обязаны, а вот сколько они должны на данный момент банкам – тайна за семью печатями. Полностью фингарантии, конечно, не спасут, но, по крайней мере, позволят существенно снизить потребительские и агентские риски.
Дополнительную подушку безопасности обеспечит специальный компенсационный фонд, создаваемый в рамках СРО, помимо этого руководители саморегулируемых организаций снимут с властей полицейские функции – отслеживание и отсев недобросовестных участников
СРО в туризме:
Готов ли рынок к саморегулированию?
Куда сдавать документы на регистрацию СРО?
Саморегулируемая организация или семейно-родовая община?
Принято решение ввести саморегулирование в сфере туризма (с 1 января 2014 года). Пока что обязательное членство в саморегулируемых организациях (СРО) вводится для туроператоров, работающих в сфере выездного туризма, для всех остальных – добровольное. В перспективе есть идея перевести на рельсы саморегулирования и агентский бизнес.
В законопроект включена статья 11.1 «СРО в сфере туризма». Лицензирование в туризме отменено еще в 2007-м, так что почва давно подготовлена. Ведь главная идея СРО – переложить контрольные и надзорные функции за деятельностью субъектов регулирования с государства на участников рынка. Госнадзор, конечно, останется, только не за самой деятельностью, а за результатами деятельности. В США, например, вообще нет госоргана по туризму, роль регуляторов выполняют 2 ассоциации, членство в которых обязательно, а вот исключение из них - практически профессиональная гибель.
Средства фонда позволят мобильно компенсировать потери туристов, кроме того, обязательное членство в СРО не должно быть тяжким бременем для его участников. В результате диалога с представителями бизнеса предлагается установить размер отчислений в компенсационный фонд на уровне 0,1% от годового оборота реализации турпродукта. Введение этой нормы позволит компенсировать потери туристов. В связи с отказом от поправки, касающейся работы агентств только «от имени и по поручению», возникает необходимость усиления ответственности операторов за своих партнеров-агентов, что предполагает более тщательную проработку договорных обязательств и введение механизма предоставления информации об агентствах со стороны туроператора.
Выгоды от создания СРО очевидны, опасности тоже. Задача рынка и властей сейчас, при обсуждении создания СРО, проработать механизм их деятельности таким образом, чтобы СРО не стали становятся отличным рычагом получения роялти, устранения неугодных, работы целой отрасли в интересах группы лиц, как правило, связанных тесными родственными узами. Как у коренных малочисленных народов Севера, которые тоже объединяются в СРО, только они там называются семейно-родовыми общинами.
Именно сейчас у профессионалов есть возможность проявить активность и повлиять на собственное будущее. Чтобы рынок регулировался «снизу», а не «сверху», руководство СРО было подконтрольно ее участникам, вырабатывалась гибкая система взносов, принимались вменяемые стандарты ведения бизнеса.
Впрочем, так однозначно и правильно бывает только на бумаге. Поэтому участники туррынка, представители контрольных органов и законодатели продолжают задавать друг другу разные вопросы. И только после вступления поправок в силу мы поймем: какие вопросы были правильные, какие надуманные, а какие смешные.
От редакции:
«Я дерусь, потому что дерусь» - так формулировал бравый Портос свое жизненное кредо. «Мы - против, потому что, мы - против» - позиция большинства участников туррынка по отношению к любым инициативам турвластей. Возможно, дело в менталитете участников туротрасли в целом.
На самом деле единицы пробираются сквозь заумные буквы законников. И в основном транслируют мнение отнюдь не свое, а то, которое умело подано различными экспертами от туризма. Может быть, стоит с карандашом в руке пройти по тексту закона и поправок, и тогда все не так страшно, а многое так даже, более чем разумно. Потому что, цивилизованный рынок можно создать только с помощью законов, которые будут работать и реально защищать интересы всех участников процесса. А иначе тот базар, в котором сейчас вынуждены работать турфирмы, превратиться в магазин со спецраспределением.