27.08.2025 19:06
Аналитика.
Просмотров всего: 1479; сегодня: 2.

Cпи, младенец мой прекрасный, былбылым, йолдыз*

Cпи, младенец мой прекрасный, былбылым, йолдыз*

Если ваш ребенок наизусть выучил колыбельную про серого волчка и все равно не спит, попробуйте сменить репертуар!

Колыбельные, которые пели в разных концах России

Что главное в колыбельных? Чтобы ребенок уснул. Для этого их и поют — во все времена, во всех странах и на всех языках. Никаких особых вокальных данных от родителей такие ежевечерние выступления не требуют. Тут в первую очередь важно терпение, чтобы под бесконечную монотонную песенку самому не заклевать носом.

Спой кота: колыбельные Брянской области

Коты — самый популярный персонаж брянских колыбельных. Они и дали им название. Котов младенцам пели матери, бабушки или специально приставленные няньки-пестуньи. Требования к этому наемному персоналу в западных районах Брянщины устанавливались веками. Кого попало к колыбели не звали: няньки должны были справиться и с родовой грыжей, и с детскими капризами. Поэтому, помимо множества котов, каждая должна была знать еще и заговоры от плаксов и криксов. На Западной Брянщине, кстати, колыбельки старинного образца до сих пор сохранились во многих деревнях. Живо и поверье, по которому пустую колыбель качать нельзя категорически: это предвещало детскую смерть. Поэтому даже для разговоров с фольклористами в колыбель укладывают куклу. Процесс укачивания ребенка здесь называли «колыханием». Вестибулярный аппарат у брянского младенца, которого нянчили таким образом, очевидно, был очень тренированный.

«Маму вкусную соси»: колыбельные хори-бурят

Хори — одно из самых древних бурятских племен. Считается, что свою историю этот народ вел от диких лебедей. По легенде хоринкой была мать Чингисхана. Так что легко представить, под какие напевы баюкали великого монгола. До сих пор у хори-бурят сохраняются традиционные колыбельные, похожие на древние песни и скотоводческие заговоры.

Интересно, что среди горловых азиатских звуков в хоринских колыбельных можно услышать и знакомое бай-бай. Тексты этих «лебединых песенок» очень поэтичны. 

«И косули спят, и маралы спят»: колыбельные теленгитов

Теленгиты, коренные жители Южного Алтая, тоже сумели сберечь свои исконные колыбельные. У этого народа детей нянчили не только женщины. У отцов и дедушек для такого случая был свой коронный номер. Мужчина пел колыбельные особым тембром — кай, его называют горловым пением. Да еще наигрывал на топшууре — это национальный музыкальный инструмент типа лютни.

После такого концерта маленький теленгит родителей по ночам не беспокоил: засыпал быстро и спал крепко. Будить детей после этих колыбельных обычай запрещал. Более того, каем специально пели для больных детишек: считалось, что так они быстрее идут на поправку.

Эллю, беллю, колыбель: обские чаты

Обские чаты (одна из групп сибирских татар) в свое время очень удивили фольклористов. У этого народа достаточно популярна была колыбельная с нецензурной лексикой. Очевидно, такие песни уставшие матери исполняли особенно резвым детям. В более спокойной обстановке обские чаты демонстрировали настоящее мастерство укачивания и баюканья. Здесь существовали (и существуют до сих пор) сразу несколько видов колыбельных, отличающихся и мотивом, и текстами. В одних ребенка хвалили и желали всех благ (не всё ж ругаться!), в других философствовали, рассуждая о его дальнейшей судьбе.

«Пусть заснет этот ребенок»: колыбельные томских чатов

Песенные традиции обских и томских чатов очень схожи. Колыбельные отчаявшихся родителей — с нецензурным содержанием — известны и у этого народа. Есть и другие, удивляющие собирателей фольклора своим разнообразием. Известно сразу несколько мотивов, на которые томские чаты пели колыбельные. Их тексты отличались и лиричностью (например, маленьких непосед не называли по имени, колыбельные слушали сплошь ласточки, соловушки и звездочки), и доходчивостью (что бы ни пела мать, слова «ребенок», «укладываю», «усни» в колыбельной звучали обязательно).

«Ребенка усыпляющая песня»: нганасаны

Нганасаны, коренные жители Таймыра, свои колыбельные называют нюю ляндырсибся балы, в переводе — «ребенка усыпляющая песня». Однако исследователи считают, что в строгом смысле это вовсе не песня, а, скорее, древние звуковые обряды, которые должны оберегать ребенка. Поэтому разнообразием лексики нганасанские колыбельные не отличаются: младенцу поют либо кегей-кегей-кегейка, либо кунтуди-кунтуди. Такой нехитрый текст не забудешь и не перепутаешь.

«Отец Небесный смотрит на тебя»: меннониты из Сибири

Меннониты, немецкие протестанты, переселявшиеся в Россию еще в XVIII–XX веках, разговаривали на платтдойч — своеобразной смеси немецкого и голландского языков. И сейчас колыбельные на платском помнит старшее поколение сибирских переселенцев. Чтобы ребенок хорошо спал, в меннонитских семьях пели самые разные песни, вплоть до духовных. Например, «Следи, глазок, куда глядишь, Отец Небесный смотрит на тебя!». Самой популярной была колыбельная «Ʒüʒe-petrüʒe» («Жуже-петруже») — эти звуки должны были изображать хруст соломы. Часто колыбельные пели на мотив народных немецких песен.

Колыбельные хоть и относят к малым фольклорным жанрам, но смысл в них заложен большой. По сути, это знакомство младенца с родным языком и ритмом речи. Чем больше колыбельных, потешек и пестушек будет слышать ребенок с первых дней жизни, тем лучше у него в итоге будет развита речь и мышление. А ласковый материнский или отцовский голос навсегда станет символом светлого и счастливого детства.

* Былбылым, йолдыз (пер. с казахского) — «соловушка, звезда».

Изображение (фото): "Сцена в крестьянской избе". Франц Николаевич Рисс. 1839 год. Русский центр искусства


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12147 публикаций
Сайт: www.culture.ru/materials/106191/cpi-mladenec-moi-prekrasnyi-bylbylym-ioldyz
Поделиться:

Интересно:

Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...
Как освещались дома на Руси
10.11.2025 11:13 Аналитика
Как освещались дома на Руси
Трудно вообразить, как наши предки обходились без электричества, с учетом того, что в крестьянских домах окна «застеклялись» бычьим пузырем, и жилые помещения даже днем находились в полумраке. Помимо лучин, как у большинства малоимущего населения, в более состоятельных домах использовались факела, свечи, а затем появились и масляные светильники. Естественно, что исходя из эстетических потребностей, светцы – держатели лучин, подсвечники, светильники, масляные лампы и канделябры были одним из важных декоративных элементов жилища. Уникальная коллекция масляных светильников была найдена в славянском культурном слове при раскопках городища Саркел-Белая Вежа. Саркел, что на хазарском языке означало «Белый дом», а затем переименованный на славянский лад «Белая Вежа» - хазарский город-крепость на левом берегу реки Дон, построенный в 834-837 годах на перекрестке торговых путей. В 965 году Саркел...
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...