20.09.2023 09:12, Редакция: 20.09.2024 09:02
Новости.
Просмотров всего: 15901; сегодня: 2.

180 лет назад родился князь Николай Александрович

180 лет назад родился князь Николай Александрович

8 (20) сентября 1843 г. в семье цесаревича Александра Николаевича (будущего Александра II) родился великий князь Николай Александрович. Его дед, император Николай I, повелел своим младшим сыновьям Константину, Николаю и Михаилу Николаевичам преклонить колени перед колыбелью новорожденного внука и поклясться в верности младенцу. Кормилицей маленького Николая Александровича была выбрана пулковская крестьянка Анна Гагунова, а няней стала англичанка М.А. Юз, в свое время воспитывавшая еще Николая и Михаила Николаевичей.

С 1846 г. молитвам и русской грамоте Николая Александровича обучала бывшая инспектриса Воспитательного общества благородных девиц (Смольного института) В.Н. Скрыпицына. Через два года к воспитанию Николая, Александра и Владимира Александровичей подключились мужчины: унтер-офицер Семеновского полка Т. Хренов обучал их фронту, маршировке и ружейным приемам, а 1849 г. воспитателем великих князей стал директор Пажеского корпуса генерал-майор Н.В. Зиновьев. Его помощником был перешедший из Института корпуса путей сообщения полковник Г.Ф. Гогель. Приглашение офицеров отвечало династическим традициям и намерениям Николая Ι: император желал, чтобы каждый великий князь был «военный в душе».

В 1853 г., когда Николаю Александровичу (близкие называли его Никсой) не исполнилось еще и десяти лет, он должен был приступить к освоению гимназического курса. Для преподавания географии, немецкого языка, русской и всеобщей истории ко двору был приглашен профессор Я.К. Грот, служивший до этого в Александровском университете в Гельсингфорсе. Хотя принято считать, что Николай Александрович был очень успешен в учебе, все годы своего преподавания профессор Грот упрекал своего подопечного в невнимательности и нежелании упорно трудиться.

Вместе с Гротом появились и другие преподаватели, с которыми Николай Александрович изучал Закон Божий, русский язык и словесность, английский и французский языки, математику и географию, занимался механикой, чистописанием, рисованием, танцами, гимнастикой и музыкой. Казалось, что Гроту суждено играть роль не только преподавателя, но и наставника великого князя (именно такую должность занимал В.А. Жуковский, руководивший образованием будущего Александра II). Однако Н.В. Зиновьев, произведенный в 1852 г. в генерал-лейтенанты, сделал все от него зависящее, чтобы сохранить управление учебно-воспитательным процессом в своих руках.

В 1855 г. в разгар Крымской войны скончался Николай I. Прощаясь перед смертью со старшим внуком, которому предстояло стать наследником престола, он произнес: «Служи России». Однако либерально настроенной части общества казалось, что Зиновьеву и Гогелю, руководившим подготовкой цесаревича к государственной деятельности, было не под силу понять «потребности времени» и создать условия, необходимые «для воспитания будущего властителя России». Именно поэтому на нового наставника августейших детей В.П. Титова, назначенного в 1856 г., возлагали особые надежды.

Титов не хотел зависеть от Зиновьева, а желал подчиняться непосредственно императорской чете. Он предложил считать обучение более важным делом, чем военные занятия, а также планировал сосредоточить основные усилия на образовании цесаревича и даже отправить Николая Александровича слушать лекции в Московский университет или создать для наследника и немногих избранных молодых дворян особое придворное учебное заведение. Однако усилия Титова не увенчались успехом: на одной из его записок 1857 г. Александр II начертал резолюцию для Зиновьева, в которой требовал, чтобы без ведома генерал-лейтенанта «ничего не делалось» не только по воспитательной, но и по учебной части.

В 1857 г. Титов пригласил для преподавания юридических и экономических наук 14-летнему цесаревичу профессоров К.Д. Кавелина и И.К. Бабста, известных своими либеральными взглядами. Скрепя сердце, Александр II согласился на их назначение, однако возложил на Титова личную ответственность за «направление» деятельности Кавелина. В начале 1858 г. в журнале «Современник» появились извлечения из записки К.Д. Кавелина об освобождении крестьян. Изложенные идеи были гораздо радикальнее правительственных планов. Разгневанный Александр II приказал Кавелина уволить. 7 мая 1858 г. Титов также подал прошение об отставке.

Следующим наставником цесаревича был назначен А.Т. Гримм, не знавший русского языка, но близкий к царской семье: со второй половины 1830-х гг. он был инспектором классов у Константина Николаевича и чтецом у императрицы Александры Федоровны. Сам же цесаревич написал в дневнике 18 октября 1858 г., что наставник больше «заботится о наружном виде занятий наших, чем на существенную пользу их». Против назначения Гримма выступил А.И. Герцен, опубликовавший 1 ноября 1858 г. в «Колоколе» «Письмо к императрице Марии Александровне», в котором призывал научить наследника престола любить русскую культуру и отказаться от военного характера его обучения, чему якобы мешал Гримм. Известный педагог К.Д. Ушинский, с которым Мария Александровна решила посоветоваться по поводу обучения старшего сына, в письме к императрице негодовал по поводу того, что для формирования личности будущего царя прибегли к помощи немца. Воспитание цесаревича становилось предметом широкого общественного обсуждения, что было немыслимо в предыдущее царствование.

Гримм удержался во многом благодаря покровительству вдовствующей императрицы, но после ее смерти в 1860 г. был вынужден уйти в отставку. Важную роль в его увольнении сыграл бывший попечитель Московского учебного округа, московский военный генерал-губернатор генерал-адъютант граф С.Г. Строганов, назначенный в 1859 г. попечителем Николая Александровича. Хотя в ведении графа должны были находиться скорее имущественные вопросы, благодаря своим личным качествам и прочному положению при дворе он стал руководить образованием цесаревича. Неудивительно, что вскоре Строганов избавился от конкурента в лице Гримма, интриги которого против Грота, Зиновьева и Гогеля привели к их увольнению.

Для обучения своего воспитанника Строганов пригласил профессоров Московского университета. Русскую историю читал С.М. Соловьев, историю русской литературы – Ф.И. Буслаев, политическую экономию – А.И. Чивилев, гражданское право – К.П. Победоносцев, государственное право – Б.Н. Чичерин, статистику – И.К. Бабст. Профессор Московской духовной академии В.Д. Кудрявцев-Платонов знакомил наследника с логикой и историей философии, профессор Петербургского университета М.М. Стасюлевич – со всеобщей историей, а преподаватель того же университета И.Е. Андреевский проходил с ним энциклопедию законоведения и полицейское право.

Строганов полагал необходимым показать цесаревичу страну, которой тому предстояло управлять. В 1861 г. наследник в сопровождении небольшой свиты побывал в Москве, Владимире и Нижнем Новгороде, откуда по Волге отправился в Казань. В 1863 г. он совершил плавание по Волге и Дону, а также посетил Крым и Закавказье. По возвращении цесаревич признался, что путешествие дало ему больше, «чем три года учения за книгами».

В 1864 г. Николай Александрович отправился в заграничное путешествие. Во время поездки по Западной Европе великий князь посватался к датской принцессе Дагмар, в которую уже несколько лет был заочно влюблен. Помолвка состоялась 20 сентября (2 октября).

Между тем путешествие по Западной Европе продолжалось, и в ноябре 1864 г. Николай Александрович оказался в Ницце, где от острой боли в спине слег в постель. Врачи уверяли находившуюся там императрицу, что это ревматизм, но 5 апреля 1865 г. наследника поразил удар (так в то время называли инсульт). В Ницце собралась вся царская семья и 17-летняя невеста цесаревича. 12 апреля Николай Александрович скончался. В патологоанатомическом заключении причиной смерти было названо «бугорчатое воспаление оболочек головного и спинного мозга». Придворные вспомнили, как в начале 1860-х гг. цесаревич упал с лошади во время скачек на ипподроме в Царском Селе, что могло спровоцировать начало болезни. Многие стали обвинять Строганова, будто он недостаточно заботился о своем воспитаннике.

Оплакивая 21-летнего наследника престола, преподаватели вспоминали о нем как об идеальном ученике. Соловьев утверждал, что «если б из Московского университета выходил раз в десять лет один студент с познаниями русской истории, каковые имел цесаревич, то он считал бы свое призвание исполненным». Казалось, что Николай Александрович мог бы стать и идеальным правителем. «Россия, – сетовал профессор Чичерин, – рисковала иметь образованного государя с возвышенными стремлениями, способного понять ее потребности и привлечь к себе сердца благороднейших ее сынов».

Текст: Ф.И. Мелентьев, к.и.н., Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ).

Изображение из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10911 публикаций
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_5803
Поделиться:

Интересно:

Возвращаем имена Победы
26.04.2025 12:05 Мероприятия
Возвращаем имена Победы
28-29 апреля в Алматы состоится международная конференция «Возвращённые имена Победы». Мероприятие пройдёт под девизом «80 лет Великой Победы – от доблести к суверенитету» и объединит историков и поисковиков, исследователей и педагогов из Казахстана, России, Узбекистана, Таджикистана, Словении и других стран. Цель конференции – расширить исследовательскую работу по увековечению памяти воинов-победителей в Великой Отечественной войне, отдать дань уважения всем советским людям, которые сражались на фронте и трудились в тылу. Это продолжение той деятельности, которая Ассамблея народов Евразии и Африки последовательно ведёт в рамках сохранения исторической памяти, стремясь к справедливости и сохранению памяти о подвигах всех народов, победивших нацизм.К конференции «Возвращённые имена Победы» на Медиаплатформе «Сеть истории» открыт специальный проект «Герои Центральной Азии в Великой...
К годовщине сражения на реке Адда в Италии
26.04.2025 09:04 Аналитика
К годовщине сражения на реке Адда в Италии
Предыстория сражения заключается в войне второй коалиции, которая представляла собой союз Британской империи, Российской империи, Австрийской монархии, Неаполитанское королевство и ряда других государств против Французской республики и ряда ее союзников. Главная же причина конфликта лежала в вопросах экономики и континентального превосходства. Значительное промышленное усиление Франции было заторможено экономической блокадой Великобритании. Однако величие Франции строилось не только на производстве и продаже товаров, но и на ведении боевых действий в Европе, чему можно было помешать только силами нескольких крупнейших стран континента. Ряд боевых действий со стороны французов привел к захвату Голландии, Папской области, Швейцарии и Сардинии. Если для Великобритании усиление Франции значило лишь финансовые потери, то у Австрии дела обстояли намного хуже – речь шла о войне с одной из...
Мэр столицы рассказал о программе фестиваля «Московская весна Победы»
25.04.2025 17:21 Мероприятия
Мэр столицы рассказал о программе фестиваля «Московская весна Победы»
Праздничные мероприятия пройдут с 1 по 11 мая на фестивальных площадках, в парках, на ВДНХ, в культурных центрах и других общественных пространствах. К празднованию 80-летия Великой Победы в Москве подготовлена масштабная программа. О том, как в столице отметят этот юбилей, рассказал Сергей Собянин в своем блоге. «80 лет назад завершилась Великая Отечественная война, священная война за свободу, добро и правду. 9 мая — величайшая дата для всех поколений россиян. В этом году мы отметим ее фестивалем “Московская весна Победы”. С 1 по 11 мая на фестивальных площадках, в парках, на ВДНХ, в культурных центрах и других общественных пространствах будем праздновать Победу, вспоминать и рассказывать детям и внукам о подвигах наших героев...
Разгром Земландской группировки противника и взятие Пиллау в 1945 году
25.04.2025 10:07 Аналитика
Разгром Земландской группировки противника и взятие Пиллау в 1945 году
Разгром кёнигсбергской группировки создал благоприятные условия для окончательного уничтожения остатков восточно-прусской группировки — группы «Земланд». Войска 3-го Белорусского фронта под командованием А. М. Василевского 13 апреля почти без паузы перешли в наступление против немецких войск, закрепившихся на Земландском полуострове и военно-морской базе Пиллау. 26 апреля порт и крепость Пиллау были захвачены. Уничтожением гитлеровской группировки на Земландском полуострове закончилась Восточно-Прусская операция. Положение и силы сторон СССР. Чтобы сразу сломить сильную оборону противника и не затягивать боевые действия, маршал Василевский решил привлечь к операции пять общевойсковых армий. 2-я гвардейская, 5-я, 39-я и 43-я армии были в первом эшелоне, 11-я гвардейская армия — во втором. Для этого произвели перегруппировку сил: фронт, который ранее занимали 2-я гвардейская и 5-я...
Народное ополчение 1941. Бесстрашие героев, о котором помнят потомки
23.04.2025 16:11 Новости
Народное ополчение 1941. Бесстрашие героев, о котором помнят потомки
Решение о формировании дивизий народного ополчения было принято 2 июля 1941 года Государственным комитетом обороны. Добровольческие отряды создавались из гражданских жителей столицы и Подмосковья, которые не подлежали призыву на срочную службу. Призыв в народное ополчение проводился в два этапа. Первый проходил с 6 по 20 июля 1941 года, второй — с 26 по 30 августа 1941 года. Было принято решение о формировании по Москве 25 дивизий. Но в результате успели укомплектовать только 12. В общей сложности в них числились около 120 тысяч человек. Уже в сентябре 1941 года они вошли в состав стрелковых дивизий, получив войсковые номера. В ополченцы брали не всех: туда не принимались люди с плохим здоровьем и высококвалифицированные специалисты, чьи знания и опыт могли пригодиться в тылу. Да и те, кого все-таки отобрали, зачастую сталкивались с непредвиденными трудностями. Снабдить вооружением и...