23.01.2025 17:43
Аналитика.
Просмотров всего: 3361; сегодня: 3.

Почему в русском языке так много анекдотов о теще?

Почему в русском языке так много анекдотов о теще?

Анекдоты о теще существуют во многих странах мира. Однако в большинстве языков мира и тещу, и свекровь обозначают одним словом: mother-in-law в английском, die Schwiegermutter в немецком, belle-mère во французском.

Лингвист Елена Пономарева проанализировала 38 русских пословиц о тещах и свекровях. Только 12 из них описывали хорошие отношения молодоженов с родителями супругов, в остальных же народных изречениях тещи и свекрови только мешали семье. При этом в английском языке лишь 4 из 38 пословиц посвящены хорошим отношениям между этими родственниками. Филолог Геннадий Слышкин писал, что в русских пословицах чаще негативно охарактеризованы зятья, а не тещи.

Елена Пономарева также изучала и анекдоты о тещах и свекровях. Она выяснила, что шутки о родителях супруга во многом похожи и в русском, и в английском языках: они часто высмеивают внешность героинь, их плохой характер или недалекость. В то же время русские анекдоты куда подробнее описывают отношения между членами семьи. Пономарева объяснила это тем, что в русском языке есть отдельные термины для матери жены и матери мужа, а английское mother-in-law обобщает эти роли. А психолог Светлана Черняева писала, что для иностранцев многие наши шутки, в том числе о тещах и пьяницах, и вовсе кажутся непонятными.

По мнению филолога Юлии Железновой, анекдотов об отношениях невестки и свекрови намного меньше, чем о теще и зяте:

«Стоит отметить, что количество анекдотов, посвященных отношениям невестки и свекрови, несопоставимо мало в сравнении с количеством смеховых текстов, описывающих ситуации, участниками которых являются зять и теща. Во французском, английском и испанском языках выявлены единичные примеры, в русском языке соотношение текстов составило 28% от общего числа, на основе чего можно сделать вывод о том, что отношения зятя и тещи более прецедентны в анализируемых лингвокультурах. Возможны и психологические факторы, обуславливающие такое положение, нашедшие выражение в следующем русском анекдоте: «Почему о теще масса анекдотов, а о свекрови — ни одного? Потому что свекровь — слишком грустная тема для шуток…»

Доктор филологических наук Константин Седов в монографии «Общая и антропоцентрическая лингвистика» предположил, что раньше анекдоты в основном сочиняли мужчины — это «жанр мужского общения». Поэтому они так много шутили о своих тещах. А вот собственных родителей авторы смешных историй старались не высмеивать.

Самое большое число анекдотов о теще и зяте, по словам филолога Геннадия Слышкина, появилось после Великой Отечественной войны. Урбанизация — переезд населения из деревень в города — стала массовой в СССР еще в 1920-е годы, когда страна восстанавливалась после революции. Новым горожанам не хватало жилья, поэтому власти уплотняли особняки и многокомнатные квартиры в доходных домах. После войны проблемы с жильем только усугубились. Людей селили даже в бараки и подвалы. Историк Хироаки Куромия писал: «К концу 50-х годов в городских поселениях СССР насчитывалось около 25 миллионов семей. Все или почти все они находились в крайне стесненных жилищных условиях, жили, как правило, в коммунальных квартирах, часто со многими соседями, в общежитиях, в бараках».

В одной комнате в коммунальной квартире часто жили представители сразу нескольких поколений одной семьи, в частности тещи и зятья. Так появились анекдоты об их сложных отношениях. Представители молодой семьи часто хотели съехать от старших родственников. Слышкин писал: «Негативная заряженность концепта «теща» объясняется комплексом социокультурных и лингвокультурных причин. К первым относятся разрушение традиционной... семьи, ослабление родственных связей, нормативное для городской культуры стремление семьи к жилищной и хозяйственной самостоятельности, сочетающееся с недостатком жилого фонда и вынужденным совместным проживанием. Ко вторым — переход статуса носителя основных стереотипов и утилитарных ценностей от... жанра пословицы, сочетавшего элементы мужского и женского мировидения, к смеховому жанру анекдота».

Геннадий Слышкин в диссертации «Лингвокультурные концепты и метаконцепты» проанализировал 160 шуток о теще и зяте. Филолог писал, что такие истории нередко отличаются крайней жестокостью. Во многих анекдотах зять либо мечтает о смерти тещи, либо убивает ее, либо радуется ее кончине.


— Может ли в фильме быть хэппи-энд, если в конце главный герой погибает?

— Может. Если главный герой — теща.


Опытная теща лекарства, купленные для нее зятем, сначала пробует на животных.


Другой популярный сюжет таких анекдотов — приезд тещи. Зять в подобных историях всегда реагирует на него отрицательно. А само прибытие родственницы часто становится неожиданным. Еще герои анекдотов часто желают расстаться с тещей, мечтают о ее отъезде.


— Мы в этом году по одной путевке всей семьей отдыхали!

— Не может быть!

— Просто мы купили путевку и отправили по ней в санаторий тещу.


Жене — букет, теще — Пхукет…


Во многих анекдотах даже не описываются отрицательные черты тещи, за которые ее недолюбливает зять. В некоторых историях, как писал Геннадий Слышкин, героями становятся дети, которые только в будущем могли стать чьими-то тещами или зятьями: «Носителем отрицательного отношения к теще (враждебности или фобии) становится ребенок мужского пола, то есть не актуальный, а лишь потенциальный зять». Поэтому в некоторых шутках сын зятя становится его соучастником в кознях против тещи.


Маленькая девочка прибегает к воспитательнице детского сада вся в слезах.

— Что такое? Кто тебя обидел?!

— Вовка!

— За что?

— Он сказал, что тещ еще в детстве убивать надо!


Из анекдотов образ тещи как отрицательного персонажа перешел в массовую культуру: истории о злых родственницах со стороны жены встречаются в книгах и кино. Это фильмы «Родня» с Нонной Мордюковой, «По семейным обстоятельствам» с Галиной Польских, роман «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева.

Текст: Анастасия Войко, портал «Культура.РФ»

Изображение (фото): художник Виктор Зарецкий. "Теща". 1954 г.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11348 публикаций
Сайт: www.culture.ru/s/vopros/tyoshcha/
Поделиться:

Интересно:

Народное ополчение в боях с фашизмом
10.07.2025 10:12 Аналитика
Народное ополчение в боях с фашизмом
В годы Великой Отечественной войны эти военные и военизированные формирования создавали в помощь РККА из тех, кто не подлежал мобилизации. Нападение гитлеровской Германии на СССР и угроза самому существованию нашего народа подняли советских людей на непримиримую борьбу с врагом. Сотни тысяч рабочих, служащих, студентов, колхозников, работников науки, техники, культуры и др. обращались в партийные и советские организации, в военкоматы с просьбой отправить их на фронт. Во многих городах началось формирование рабочих отрядов, коммунистических батальонов, отрядов партийно-советского актива, групп самообороны. Такие формирование участвовали в боях в Бресте, Гродно, Перемышле, Лиепае в первые дни войны. 24 июня 1941 года СНК СССР принял постановление о создании на добровольных началах в прифронтовой полосе истребительных батальонов. Они...
Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества
10.07.2025 09:44 Аналитика
Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества
Единственный в Москве музей деревянного зодчества находится в музее-заповеднике «Коломенское». Здесь собраны старинные постройки — от сибирской крепостной башни до уютной медоварни из подмосковного села Преображенского. Эти бревна обрабатывали топоры плотников XVII века, и почти каждый сруб пережил путешествие в сотни километров, чтобы мы узнали его историю.  Новый дом для деревянного зодчества В «Коломенском», на берегу небольшой живописной реки Жужи, притока Москвы-реки, среди сиреневых и яблоневых садов находится необычный музей под открытым небом. Здесь пять деревянных построек: медоварня, Моховая башня Сумского острога, Проездная башня Николо-Корельского монастыря, башня Братского острога, церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца. Большую часть масштабных экспонатов привез с Русского Севера основатель первого музея в...
Символика власти Ивана Грозного
10.07.2025 09:36 Аналитика
Символика власти Ивана Грозного
В 1550-е годы церковные иерархи оказали идейную поддержку Ивану IV при завоевании Казанского и Астраханского ханств, призывая в своих произведениях святые силы на помощь царю и его "христолюбивому воинству" в войне с "басурманами". Во время взятия Казани в 1552 году воплощением идеи божественного покровительства стало государево знамя с изображением Спаса Нерукотворного (ныне хранится в Оружейной палате Московского Кремля). Символика знамени восходит к иконе, на которой изображен убрус (полотенце) с отпечатком лица Христа*. Согласно царскому летописцу, Иван выступил против Казани под тем же знаменем, с которым Дмитрий Донской сражался с татарами на Куликовом поле. Хотя о реальном знамени Дмитрия Донского нам практически ничего неизвестно, можно заметить, что в глазах царских идеологов казанское знамя символизировало торжество православия над мусульманством, а также преемственность...
Сегодня отмечают День воинской славы - День победы в Полтавской битве
10.07.2025 09:06 Аналитика
Сегодня отмечают День воинской славы - День победы в Полтавской битве
Сегодня, 10 июля, в России отмечается День воинской славы России - День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении, которое произошло 8 июля (27 июня по старому стилю) 1709 года. Соответствующий федеральный закон был принят в 1995 году.  В конце XVII века Швеция не была небольшой страной регионального значения, как в настоящее время, а претендовала на гегемонию в Восточной Европе и нередко играла решающую роль в европейском балансе сил. Вследствие множества успешных военных кампаний она завладела Лифляндией, Эстляндией и Финляндией, а также рядом ключевых областей на побережье Северной Германии, благодаря чему Балтийское море практически стало внутренним "шведским озером". После Азовских походов Петра I против Крымского ханства, российский император, подобно своим предшественникам, собирался и дальше...
Сокровищницу Гохрана пополнило воссозданное украшение царской семьи
09.07.2025 21:39 Новости
Сокровищницу Гохрана пополнило воссозданное украшение царской семьи
8 июля, в День семьи, любви и верности, российские ювелиры передали в дар Гохрану реплику украшения царской семьи. Это воссоздание легендарного украшения – броши, созданной фирмой Карла Фаберже, которая была преподнесена Николаем Вторым будущей императрице Александре Федоровне в качестве свадебного подарка в 1894 году. По инициативе и при поддержке Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства, а также Женского патриотического общества ювелиры Дома Chamovskikh воплотили знаковое украшение династии Романовых — изысканный символ любви, верности и чистоты.  Проект воссоздания исторической драгоценности приурочен к 130-летию венчания императора Николая Второго и Александры Федоровны. В отеле «Метрополь» в Москве состоялась торжественная церемония передачи броши с аквамарином Гохрану России -  главному хранилищу изделий из драгоценных металлов и драгоценных...